logotype

Есброноэ хвейзпучьноэ моррозмезмэ дедужкеннэй муйдрэзте ззо 2017 гэд е друйгоэ гойдэ ув ойброднэм пойрёдхэ!


Есброноэ хвейзпучьноэ моррозмезмэ дедужкеннэй муйдрэзте ззо 2017 гэд е друйгоэ гойдэ ув ойброднэм пойрёдхэ!

В июне 2017-го мы с Марком Липовецким переписывались по поводу нынешней русской литературы, жизни, собственно, по поводу отсутствия в литературе жизни, реальности, настоящего и будущего. Отправной точкой для разговора стали воспоминания о тех временах, когда лет десять назад мы оба были членами первого состава жюри премии НОС (с разными вариантами расшифровки, от «Новой отечественной словесности» до «Новой отечественной социальности»). В общем, были сказаны всякие слова, которые можно прочесть здесь. В частности, такие:

«И уж раз мы поминаем наш опыт сидения в жюри НОСа… Честно говоря, я все те три года (и часто говорил об этом, помнишь?) считал, что идеальным нашим лауреатом является Дед Хасан. Он же Дед Хоссан. Он же Дедушко. Я больше года назад ушел из Фейсбука, да и вообще практически из сетевой жизни, оттого не знаю, продолжает ли радовать фейсбучную публику Дед Хасан, а проверять не хочется, ибо совсем неважно, что в данном случае происходит сейчас. Важно то, что Дед Хасан остался как практически совершенный арт-объект. Поясню (не для тебя, конечно, а для читателя), что Дедушко был придуман Валерием Нугатовым; аккаунт в Фейсбуке, который сначала назывался именем лавкрафтовского Ктулху, а потом еще как-то, не помню, честно говоря. В этом блоге все было гениально; там то сам Дед Хасан речь заводил, то она шла как бы о нем, точнее, о всяких событиях преимущественно российской общественной и культурной жизни в связи с Дедом Хасаном. 

Если кто забыл, Дед Хасан (Аслан Усоян) — знаменитый уголовник, вор в законе (или как там у них называется), колоритная личность, убили его четыре с половиной года назад. Смерть Деда Хасана наделала немало шума; особенно комично было наблюдать, как карманная российская пресса, втюхивающая простакам про духовность и прочие национальные ценности, буквально помешалась на покойном бандите; чуть ли не прямую трансляцию его похорон хотели устроить… (…) Да, так вся эта истерика по поводу убийства Деда Хасана породила проект Валерия Нугатова. В Фейсбуке появился Дед Хасан, точнее, дух его, который с того света наблюдал за происходящим на земле. Впрочем, не все так просто. Один Дед Хасан — субъектный, «псевдоисторический» — делал прямые высказывания; второй — всевидящий, всеобщий Дух Деда, «Дед Хасан Отец», который больше и могущественнее исторического «Деда Хасана Сына», — комментировал всяческие события и примерял их к судьбе своей ипостаси. Все это было написано фонетическим русским, но не «падонковским», нет, Нугатов имеет невероятный нюх на русский язык, он сотворил с ним что-то хлебниковское. Исковерканные русские слова Дедушки вдруг оказывались похожими на какие-то другие, из других языков, или вовсе на заклинания. Помнишь, был период, когда принялись составлять «списки влиятельных интеллектуалов»? 

Дед Хасан мимо такого события пройти не мог и разразился ламентациями: мол, а Дедушку-то забыли! Помимо комизма — и издевки! — в этом фейсбучном посте слово «интеллектуалы» звучало так: «хтуалэ». В нем все: и тот же Ктулху, и цыганистое «чавела», и вообще какая-то песня Софии Ротару. При этом Дед Хасан не был юмористическим или сатирическим проектом вроде якобы смешной онлайн-затеи типа «Луркоморья». Дедушко не шутил; большинство текстов представляло собой серьезное монотонное повторение одного и того же типа восклицаний, ламентаций, воплей. Дед Хасан не хотел быть популярным; в этом (и не только) он — чисто модернистский проект. В нем много слоев, от издевки и фонетических штук до самого верхнего, уже практически космического, уровня: Дед Хасан демонстрирует нам нелепость, абсурдность, ничтожество мироустройства вообще. Если же сузить рамки и навести фокус на Россию, то Дедушко (по крайней мере, для меня) есть воплощение концентрированного постсоветского массового сознания, растерянного, нелепого, дикого, необязательного и — это очень важно, ибо считается нынче главной национальной чертой — задушевного, даже причитающего. Этот проект я действительно считаю чуть ли не идеальным сочетанием «новой отечественной словесности» и «новой отечественной социальности» (хотя, конечно, многим он обязан «Милицанеру» Пригова, да и вообще приговской монотонной паранойи, превращенной в мощнейший художественный прием). Увы, никто не догадался тогда номинировать Деда Хасана на премию НОС».

И вот сейчас я решил ретроспективно немного подправить историю. Мы попросили Валерия Нугатова сделать избранное из Деда Хоссана за последние пару лет. Тут две цели. Первая – дать возможность насладиться дедушкиным творчеством тем, кто либо вообще не присутствует в Фб, либо, если присутствует, о ДХ не слыхал. Вторая – вот она, наконец, публикация! так что новые фэны ДХ могут запросто номинировать его на НОС. Тем самым, есть шанс, что чудовищная несправедливость в отношении Деда будет исправлена.

Наконец, последнее. Мы бы не хотели останавливаться только на этом вопиющем факте невнимания литературной общественности к настоящей/нынешней/новой отечественной словесности/социальности/современности. Время от времени post(non)fiction намерен публиковать всякие малозамеченные тексты, чтобы привлечь к ним внимание – или рефлексию по поводу текстов, которые вниманием обделены не были, но как-то не по правильным причинам. Оттого – наша новая рубрика.

Добавить комментарий




angry evil grin laugh sad smile wink cry 




Добавить статью Законы
+7 (499) 394-1-398 ОНЛАЙН ЗАПИСЬ НА ПРИЕМ
Бизнес
Жизнь
БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО НАСЛЕДСТВЕННЫМ ДЕЛАМ +7 (499) 394-1-398 ЗВОНИТЕ, КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО ТЕЛЕФОНУ БЕСПЛАТНАЯ Юрист Волков Сергей
Культура Здоровье
Потребитель магаз
Проекты
Споры с программистами
Юмор
Навязали дополнительные услуги
Архив
« Сентябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930 
Мы в Facebook