logotype

Как заряжать автомобильные аккумуляторы

Как заряжать автомобильные аккумуляторы

Большинство автовладельцев считают, что аккумулятор в процессе эксплуатации не нуждается в подзарядке. Это заблуждение подпитывается громкими заявлениями производителей о том, что их продукция не требует никакого обслуживания. Фактически, это относится лишь к уровню электролита и воды в аккумуляторе – их действительно не надо контролировать, менять или доливать.

На практике кислотные автомобильные аккумуляторы стоит периодически подзаряжать. Если делать это хотя бы 2 раза в год, аккумулятор способен прослужить 5-8 лет. Без подзарядки же этот срок сокращается до 3-4 лет.

Из этой статьи вы узнаете, как правильно это сделать. Материал рассчитан на широкий круг читателей, но в первую очередь предназначен тем, кто вообще никогда раньше не сталкивался с такой задачей.

Когда следует заряжать аккумулятор

Здесь работают три простые рекомендации:

Зарядка должна осуществляться дважды в год: осенью и весной, то есть до и после зимнего сезона. Это связано с тем, что в процессе разрядки на пластинах аккумулятора образуется слой сульфата свинца (PbSO4). Чем ниже его заряд, тем больше сульфатируются пластины и тем сильнее падают характеристики. А поскольку зимой нагрузка на аккумулятор существенно возрастает, это может привести к тому, что после особенно холодной ночи автомобиль просто не заведётся. Не хватит силы тока. Весной же нужно восстановить заряд аккумулятора после ресурсозатратного сезона.

Иногда требуется дозаряжать аккумулятор даже в летнее время. Это относится к случаям, когда автомобиль потребляет много тока, неисправен генератор или поездки настолько короткие, что заряд аккумулятора не успевает восстановиться. 

Третий и самый очевидный случай, в котором требуется дозарядка аккумулятора – это когда он, собственно, разрядился. То есть вы не смогли завести автомобиль из-за полной разрядки аккумулятора.

Как понять, что аккумулятору требуется дозарядка

Самый простой способ – измерить напряжение на клеммах мультиметром через 10-12 часов после последней поездки. Нормальным считается напряжение от 12,5 вольт. Если оно ниже этого значения, то требуется как можно быстрее подзарядить аккумулятор. И ключевой момент здесь – как можно быстрее. Чем дольше аккумулятор находится в недозаряженном состоянии, тем быстрее истекает его общий ресурс и сильнее снижаются пиковые характеристики.

Если мультиметра нет и покупать его не хочется, вы можете приобрести индикатор напряжения в бортовой сети автомобиля. Его цена относительно невысока, а подключается он просто в прикуриватель. 

Ни в коем случае не ориентируйтесь в этом вопросе на визуальный индикатор заряда, если он есть у вашего аккумулятора. Многие думают, что это лампочка или светодиод. На самом деле индикатор представляет собой ареометр, то есть поплавок, настроенный на определённую плотность электролита. Производитель обычно настраивает соотношение плотностей на 1,23-1,24, что соответствует примерно 70% заряда. Таким образом, «хронически» недозаряженный аккумулятор может давать индикацию, что всё в порядке.

Более того, конструкция этого ареометра такова, что он может показывать разный сигнал в зависимости от наклона аккумулятора.

Как и где подзаряжать аккумулятор

Температурные условия

Если на дворе не разгар лета, первым делом аккумулятор надо снять и унести в тёплое место. Либо же загнать автомобиль в хорошо отапливаемый гараж. Температура зарядки аккумулятора должна составлять не менее 20°C, и поэтому на улице вам это сделать, скорее всего, не удастся. В противном случае придётся делать температурную компенсацию напряжения заряда, то есть рассчитывать, на сколько надо повысить напряжение, чтобы аккумулятор полностью подзарядился.

Если вы заносите аккумулятор при холодной погоде, и особенно зимой, он должен отогреваться при температуре от 20°C не менее суток. Холодный аккумулятор полноценно подзарядить не получится.

Если у вас нет столько времени, аккумулятор можно отогреть в тёплой воде. Поставьте его в ванную и наберите воду температурой 40-50°C до уровня чуть ниже крышки. Прогревать аккумулятор в такой воде нужно 1-2 часа. 

Ни в коем случае не покрывайте его водой полностью, аккумулятор не герметичен! Также важно использовать именно ванную, а не маленькую ёмкость типа ведра или таза. Объём воды должен быть значительно больше объёма аккумулятора, иначе она очень быстро остынет и перестанет выполнять свою функцию. 

Меры предосторожности

Когда аккумулятор будет прогрет, можно приступать к подзарядке. Здесь у многих возникает вопрос: надо ли откручивать крышки (если они есть). Наверняка вы знаете или слышали, что раньше их при зарядке откручивали. Так вот, сейчас этого делать не нужно, даже если крышки есть. Аккумуляторы снабжаются центральными газоотводными каналами. Именно о них и шла речь в абзаце выше, когда говорилось, что аккумулятор не герметичен.

Эти отводные каналы снабжены пламегасителями, предотвращающими попадание огня внутрь аккумулятора. При зарядке может возникнуть искрение или рядом с зарядным устройством может оказаться источник открытого огня, и тогда аккумулятор с открученными крышками станет серьёзной угрозой для жизни и здоровья.

Впрочем, если не превышать нормальное напряжение при подзарядке, бурного выделения огнеопасных веществ происходить не будет.

Какое зарядное устройство выбрать

Наилучшим выбором будет такое устройство, у которого предусмотрены регулировки всех параметров в широких пределах. Такое устройство универсально, то есть позволяет заряжать любые аккумуляторы, включая бытовые.

Если же вы решили остановить выбор на варианте попроще, учитывайте ряд факторов:

Устройство обязательно должно иметь регулятор зарядного тока, чтобы вы имели возможность заряжать аккумуляторы разной ёмкости. Именно от неё зависит входной ток при подзарядке.

Также устройство должно иметь хотя бы простенькие настройки напряжения, среди которых будет нужное вам: 14.4-14,8 вольт. Либо оно изначально должно быть настроено на напряжение в этом диапазоне.

Параметры подзарядки

Если у вашего зарядного устройства есть настройки напряжения, выставьте его в значение 14,4-14,8 вольт.

Чтобы настроить выходной ток, обратитесь к параметрам аккумулятора, а именно к его ёмкости в ампер-часах. Как правило, она написана прямо на корпусе аккумулятора с припиской «Ач», а также продублирована крупным шрифтом, чтобы при выборе аккумулятора в магазине сразу бросался в глаза данный параметр. 

Зарядный ток для любого кислотного аккумулятора составляет 10% от его номинальной ёмкости. То есть если ваш аккумулятор на 60 Ач, то зарядный ток для него – 6 ампер. 100 Ач – 10 ампер. И так далее.

Подключение зарядного устройства

Первым делом подсоединяются клеммы зарядного устройства с соблюдением полярности. При этом оно должно быть выключено! Далее устройство включается в сеть и по необходимости настраивается. Когда всё подключено и настроено заряд подаётся на аккумулятор – если для этого предусмотрен отдельный переключатель. Иначе же зарядное устройство начнёт работать сразу при включении в сеть.

Заряжается аккумулятор до тех пор, пока зарядный ток не снизится до 1% от номинальной ёмкости. То есть до 0,6 ампер для ёмкости 60 Ач и так далее. Это самая верхняя граница нормы. Однако если вам некуда спешить, рекомендуется заряжать до тех пор, пока ток не упадёт до нуля или пока не перестанет снижаться. На это может потребоваться 12-24 часа, и даже более – всё будет зависеть от степени износа аккумулятора.

Отключение производится в обратной последовательности.

Выгода

Напоследок немного математики, насколько это всё вообще имеет смысл.

Стоимость нового аккумулятора приемлемого качества составляет не менее 5 тысяч рублей. Средний срок службы такого аккумулятора без подзарядки около 2-3 лет. Соответственно, за 10 лет вы поменяете аккумулятор не менее трёх раз, потратив на это не менее 15 тысяч. 

Стоимость простого зарядного устройства – 1,5-3 тысячи рублей, и оно продлевает срок службы аккумулятора в 2-2,5 раза, то есть до 6-8 лет. Нередко он может достигать и 10 лет, всё зависит от бренда и качества конкретной партии. Таким образом, за те же 10 лет вы, в худшем случае, поменяете аккумулятор всего два раза.

Разумеется, сюда надо прибавить и расходы на электроэнергию, которой вы будете подзаряжать аккумулятор как минимум дважды в год. А также все сопутствующие неудобства, связанные с тем, что автомобиль будет простаивать 2-4 дня в году, пока подзаряжается его аккумулятор.

А в конечном итоге решать, разумеется, вам.

Категория: Жизнь Теги: водителям

Добавить комментарий




angry evil grin laugh sad smile wink cry 




Законы
+7 (499) 394-1-398 ОНЛАЙН ЗАПИСЬ НА ПРИЕМ
Бизнес
Жизнь
БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО НАСЛЕДСТВЕННЫМ ДЕЛАМ +7 (499) 394-1-398 ЗВОНИТЕ, КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО ТЕЛЕФОНУ БЕСПЛАТНАЯ Юрист Волков Сергей
Культура Здоровье
Проекты
Юмор
Архив
« Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930