logotype

2 мая – День весенних акварелей

2 мая – День весенних акварелей

«День весенних акварелей» – не единственный праздник, связанный с этим замечательным художественным материалом. Так, с 1991 года 23 ноября во всем мире празднуется «Международный день акварели». Несмотря на относительную молодость этой традиции, она объединяет любителей этих красок и дает возможность восхищаться ими не только в дни празднества, но в любой момент, в любое время года... И особенно весной. «Почему?», спросите вы? Попробуем разобраться.

Что такое акварель

Слово «акварель» в переводе на русский язык дословно значит «водянистая». Действительно, это такая живописная техника, которая предполагает использование специальных красок, растворимых водой. Пигменты, содержащиеся в акварели, придают работе особые свойства и эффекты: прозрачность, легкость, воздушность и тонкие цветовые переходы.

В акварели возможно совмещение живописности (богатая цветовая и тональная палитра) и графичности (отсутствие рельефного мазка и важная роль фактуры самой бумаги). В зависимости от приоритетов художника, работы могут получаться достаточно яркими, контрастными (техника «по-сухому») или лиричными, тонкими, с легкой игрой фактурами и нежными цветовыми переходами (техника «по-мокрому»). Кроме того, достаточно часто художники используют смешанную технику, добавляя необходимые акценты акварельными карандашами или маркерами, линерами, пастелью, восковыми мелками, гуашью.

Немного истории

Акварель возникла позднее других живописных направлений в связи с тем, что основным условием для рисования являлось наличие специальной бумаги.  Бумага была впервые изобретена в 105 году н.э. в Китае. Поэтому и родиной акварели принято считать именно эту страну.  Китайские акварели традиционно писались не только на бумаге, но и на тканях, например на шёлке. Уже в те давние времена художники разработали основные принципы и техники работы акварелью. Тематика китайских мастеров была достаточно многообразна и включала в себя изображения человека, животных птиц, цветов, природы.

В Европе в этой технике работали многие известные художники эпохи Ренессанса (например, А. Дюрер и ван Дейк). Но она не завоевала широкой популярности и вплоть до 1750-х гг. века считалась уделом любителей.


Расцвет акварели пришелся на начало XIX века. Особая любовь к «водяным краскам» проявилась в Англии. В начале XIX века там даже было основано «Общество акварелистов».  Именно художники «Туманного Альбиона» разработали основные технические приемы европейской акварели. Самыми именитыми акварелистами своего времени стали П. Деларош, Э. Делакруа, Д. Тёрнер.

В России популярность акварель обрела также в XIX веке и основывалась на сложившейся европейской традиции. Эта техника изначально считалась увлечением. Многие люди из элиты общества стали увлекаться акварелью, считая ее неплохим способом скрасить свой досуг. Один из первых художников-академистов, обративших серьезное внимание на возможности этого материала, был Пётр Соколов, современник А.С. Пушкина. Он не только давал уроки по живописи акварелью, но и сумел поднять интерес к её использованию у профессионалов.

В 1880 году в России даже появилось «Общество русских акварелистов». Его идейным вдохновителем стал А. Бенуа, потомственный художник, академик и «гуру акварели». С его легкой руки общество провело 38 выставок, которые способствовали популяризации акварельной живописи в широких кругах. Таким образом к началу XX века почти все наши русские художники уже занимались акварелью (с разной степенью участия).

Кстати, удивительно, но русские художники-акварелисты вплоть до 1990-х гг. не получали специализированной подготовки по работе с этим материалом.  Безусловно, что на сегодняшний день в любой школе искусств можно обучиться работе с акварелью. Но только около 30 лет назад в Москве появилась теперь уже широко известная «Школа акварели» Сергея Андрияки, дающая высочайший уровень профессиональной подготовки.

Весна и акварель. Праздник творчества.

Вот и пришло время поговорить о том, какие возможные факторы повлияли на появление такого замечательного праздника – Дня весенней акварели.  Традиционно весна у нас ассоциируется с пробуждением природы. Но только те, кто когда-нибудь работал акварелью, знает, что есть даже такой специальный термин — «пробуждение красок». Художник на предварительном этапе должен смочить водой все акварельные краски (если они в кюветах, а не тюбиках). Таким образом, они становятся более «отзывчивыми», легкими в работе.


Если говорить о ежегодном возобновлении практики пленэрной живописи, то у основного большинства художников оно также приходится на весенний период. Более комфортно писать при теплой погоде, когда ярко пригревает весеннее солнышко, а душа поет от новых впечатлений и хорошего настроения. Пленэр можно открывать именно с акварели – ведь работы выполняются быстро, буквально «на лету». Да и ношение всего необходимо для техники «водяных красок» не вызывает таких затруднений, как, например, материалы для масляной живописи. Легко и свободно дышится, свежий весенний ветер приятно касается лица, а вокруг столько сюжетов, которые можно воплотить на одном дыхании...

Что же изображают художники на своих весенних акварелях?

Традиционно это те сюжеты, которые связаны с отражением состояния природы: городские улицы или окрестности, лазурное небо, разнообразные цветы и деревья, покрытые нежной дымкой первой зелени, водоемы, освобождающиеся ото льда.

Конечно, сюжеты весеннего пробуждения природы являются излюбленными у многих художников. Но именно работа акварелистов вызывает восхищение передачей тонкого момента хрупкости и нежности природы, на которые способна эта техника.

Мягкое перетекание одного цвета в другой, градиентные заливки, нежные цветовые нюансы – все это мы можем наблюдать вокруг себя, но не всем дано воплотить эти ощущения на бумаге. Главное в работе – сохранить свежесть цветопередачи, не дать проявиться «грязи», если она не является частью сюжета. Акварель не прощает ошибок как масло или акрил. Ее сложно исправить.  Даже бытует мнение о том, что рисование акварелью напоминает игру в гольф, где считается каждое действие.

Волшебство акварели

При пристальном рассмотрении акварельной работы мы будто видим волшебное свечение. Это отражение света от обычной белой бумаги и его прохождение сквозь красочный слой. С точки зрения оптики эффект вполне объясним, но вот с точки зрения наших чувств и восприятия – это настоящая магия! Краски смешиваются, растекаются, будто живут своей жизнью. Порой нам кажется, что не художник рисует акварельную работу, а сама она рождается по своим внутренним, необъяснимым законам...


Всё, как и в весенней природе, которая с неохотой приоткрывает свои тайны человеку. Мы многое знаем о физических процессах в окружающем мире, знаем им объяснение, но никак не можем перестать удивляться. Мудрость природы, её величие, скрытая энергия и сила, способные оживить все вокруг, не перестают нас восхищать. Это тоже волшебство, только рождающееся без участия человека.

Самые яркие, самые трепетные и искренние чувства просыпаются в человеке каждой весной. По зову природных ритмов мы будто наполняемся энергией и желанием перемен к лучшему, влюбляемся и бессознательно стремимся к счастью.  В нас просыпаются творческие порывы, заставляющие по-новому смотреть на свою жизнь. Это диалог с миром, с самим собой.... Порой всё это напоминает творчество художника-акварелиста, пытающегося уловить прекрасный момент и запечатлеть его на бумаге.

С праздником весенней акварели!

Категория: Жизнь

Добавить комментарий




angry evil grin laugh sad smile wink cry 




Законы
+7 (499) 394-1-398 ОНЛАЙН ЗАПИСЬ НА ПРИЕМ
Бизнес
Жизнь
БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО НАСЛЕДСТВЕННЫМ ДЕЛАМ +7 (499) 394-1-398 ЗВОНИТЕ, КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО ТЕЛЕФОНУ БЕСПЛАТНАЯ Юрист Волков Сергей
Культура Здоровье
Проекты
Юмор
Архив
« Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930