logotype

Законно ли было присоединение Крыма к России

English version
Законно ли было присоединение Крыма к России

Защитники присоединения Крыма к России в свое время показали весьма специфическое понимание международного права. Утверждали в частности, что референдум в Крыму законен, несмотря на несоответствие украинской Конституции. «Крымчане имеют право на самоопределение и в целом присоединение прошло в соответствии со всеми нормами» — констатировали многие из них. По случаю годовщины присоединения Крыма к России хотим вспомнить и разобраться, насколько законно это произошло с точки зрения международного права. 

Начнем с того, что в принципе процесс отделения автономной республики от Украины весьма с натяжкой можно назвать исключительно волей жителей полуострова. В документальном фильмы «Крым. Путь на родину» Путин рассказал, что утром 23 февраля, после эвакуации президента Януковича, он поставил перед руководителями задействованных силовых ведомств задачу — «начать работу по возвращению Крыма в состав России». «Ситуация развернулась таким образом (на Украине), что мы вынуждены начать работу по возврату Крыма в состав России.»

Со временем Путин также перестал отрицать, что «зеленые человечки» — это российские военнослужащие. «Я дал поручение и указание Министерству обороны. Чего скрывать — под видом усиления охраны наших военных объектов в Крыму перебросить туда спецподразделения Главного разведуправления и силы морской пехоты, десантников.»

А это значит, что так называемый референдум проходил в условиях военного вмешательства России в Украину, что ставит под сомнения его результаты. Да и вообще, референдум в Крыму абсолютно незаконен, так как противоречил действующему законодательству Украины. Вопросы изменения территории страны по 73-й статье Конституции решаются исключительно общенациональным, а не местным референдумом. А назначает его Верховная рада. Парламент Автономной Республики Крым не уполномочен проводить голосование по территориальному суверенитету региона. Соответственно референдум, проведенный в Крыму 16 марта 2014 года и его правовые последствия не могут считаться легитимными с этой точки зрения. 

Защитники отделения заявляли, что референдум законен, поскольку выступает основанием реализации принципа международного права — права народов на самоопределение. 

Во-первых, референдум — это сугубо внутреннее дело государства, он никак не регулируется международным правом и соответственно не влечет автоматически никаких последствий в международном праве. При установлении законности референдума нужно руководствоваться только национальным законодательством Украины, которое подобное волеизъявление не допускает. 

Во-вторых, в данной ситуации вопрос реализации права народов на самоопределение не стоит вообще. По Уставу ООН этим правом обладают только народы, но никак не национальные и этнические меньшинства. Население Крыма народом не является, так как по сути это национальное меньшинство в Украине. И проживающие там русские реализовали свое право на самоопределение в рамках Российской Федерации. Другой вопрос — крымские татары. На полуострове они единственные, кто может взывать к праву на самоопределение. Но перед референдумом крымско-татарский меджлис выступил с осуждением российской агрессии и отказался признать референдум легитимным. Более того, в тот момент не шла речь об ущемлении прав татар. И в любом случае в современном международном праве право народов на самоопределение толкуется как внутреннее самоопределение в рамках материнского государства. Отделение воспринимается, как последняя, крайняя мера, когда государство систематически нарушает права народа, например, не допуская его представителей к управлению и подвергая всяческим репрессиям. Но Крым уже имел автономию в рамках Украины. Такого же мнения придерживается венецианская комиссия, консультативный орган по конституционному праву, созданный при Совете Европы. Комиссия заявила, что «Конституция Украины, как и других членов СЕ, предусматривает неделимость страны и не позволяет проведение местного референдума об отделении», а право на самоопределение следует понимать как «внутреннее, в рамках существующих границ, а не через отделение», и «ситуация в Крыму, массовое публичное присутствие вооруженных сил не способствует демократическому принятию решений». 

Присоединением Крыма к своей территории Россия нарушила приличное количество своих международных обязательств. 

Во-первых, это, конечно, Будапештский меморандум, который Украина, Великобритания, Россия и США подписали 5 декабря 1994 года. Документом были установлены гарантии безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия. Российская Федерация, США и Великобритания обязались уважать суверенитет, существующие границы и независимость Украины в соответствии с Заключительным актом ОБСЕ. 

Во-вторых, в 1997 году Россия и Украина подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве, которым обязались уважать территориальную целостность друг друга, а в 2003 году — договор о государственной границе. Согласно установленной договором линии прохождения границы, Крым отнесен к территории Украины. И возникает вопрос, если уж Россия заявляет, что Крым — это исконно русская территория, почему российские власти не протестовали, когда заключали двусторонние договоры с Украиной? Забавно, но Путин заявляет, что после революции, которая случилась в Украине, на ее территории возникло новое государство. А с этим государством мы никаких документов не подписывали. Здесь Путин толкует международное право так, как было принято веке так в 16-м, когда договоры заключались между монархами, и со смертью или свержением одного из них договор можно было считать расторгнутым. Но вне зависимости от того, кто президент Украины и признает ли Россия легитимной украинскую власть, Украина продолжает существовать, как независимое государство, член ООН и несет ответственность по всем заключенным ею договорам. 

Мировое сообщество также считает присоединение Крыма к России незаконным и нарушающим фундаментальные принципы международного права. ПАСЕ в своей резолюции осуждает это присоединение, называя это оккупацией, и указывает, что Россия нарушила все 10 хельсинкских принципов международного права, включая принцип неприменения силы или угрозы силой, невмешательства во внутренние дела, суверенное равенство и другие. После крымских событий Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, в которой подтверждает территориальную целостность Украины, заявляет о незаконности крымского референдума и призывает все государства, международные организации и специализированные учреждения не признавать изменения статуса Крыма и города Севастополя, воздерживаться от любых действий, которые можно было бы истолковать как такое признание. В резолюции 2016 года ситуация в Крыму называется «временной оккупацией и аннексией Российской Федерации части территории Украины». Беларусь голосовала против. Петр Порошенко назвал резолюцию «мощным сигналом агрессору как оккупационной власти». Но вряд ли это к чему-то приведет в ближайшей перспективе.


Категория: Жизнь Теги: Крым
Юлия  
Этот вопрос следует освещать еще с того момента, когда Крым как автономная республика оказалась территорией Украинской республики — это было незаконно и противоречит Конституции СССР. Украина не является субъектом международного права по сегодняшний день, так как не было демаркации границ с РСФСР. В ООН этот вопрос поднимался, после чего Порошенко провел демаркацию в одностороннем порядке, что не является законным.
действие: ответить

Добавить комментарий




angry evil grin laugh sad smile wink cry 




Законы
+7 (499) 394-1-398 ОНЛАЙН ЗАПИСЬ НА ПРИЕМ
Бизнес
Жизнь
БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО НАСЛЕДСТВЕННЫМ ДЕЛАМ +7 (499) 394-1-398 ЗВОНИТЕ, КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО ТЕЛЕФОНУ БЕСПЛАТНАЯ Юрист Волков Сергей
Культура Здоровье
Проекты
Юмор
Архив
« Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930